Rss новости

Особенности воспитания ребенка дошкольного возраста в семье

Особенности воспитания ребенка дошкольного возраста

Ребенок должен воспитываться в семье – лозунг современной образовательной программы. В образовательных учреждениях, как правило, акцент делается на наполнение ребенка фактами. В то время как нравственная сторона остается за пределами программы. Да и научить ребенка учится, тоже должна семья: привить ему любознательность и любопытство.

Воспитание ребенка это увлекательный и удивительно интересный процесс. Дошколенок впитывает знания как губка. Его мир, ограниченный мамой, папой и двором наполняется разными интересными вещами, и только от родителей зависит, какие навыки, и установки будут заложены в ребенка.

Особенности воспитания ребенка дошкольного возраста

Дошкольное образование – фундамент, на котором будет строиться вся дальнейшая жизнь ребенка. Им не стоит пренебрегать. Установки, заложенные в детстве, останутся на всю жизнь. В дошкольном возрасте развивается характер, привычки, фобии. Устанавливаются морально – этические ценности. Развивается чувство прекрасного. Закладываются основные нравственные принципы. В этот период важно окружить ребенка заботой, любовью и подходящими для подражания примерами.

Дошкольный возраст – это когда?

На самом деле развитие ребенка начинается с первых дней его жизни. Дошкольником принято считать ребенка до 7и лет. В этот период формируется мироощущение ребенка. Важно дать ему возможность всесторонне развиваться и познавать окружающий мир.

Особенности воспитания детей дошкольного возраста

Основным способом восприятия мира для дошколенка является подражание. Дети подражают родителям, воспитателям, героям любимых сказок, мультфильмов. Просто людям, которых видят на улице. Можно сотню раз запретить ребенку раскидывать игрушки. Но если взрослые разбрасывают свои вещи – значит и ему можно.

В этот период важно следить за собственным поведением. Детский мозг считывает информацию, необходимую для познания окружающего мира. И то, что делают родители и ближайшие родственники – по умолчанию хорошо.

Направления воспитания детей

Для детей дошкольного возраста существует два основополагающих направления в воспитании: подготовка к школе и воспитание морально – этических норм. Родителям, дети которых посещают детские сады, намного проще в плане подготовки к школе. Опытные педагоги детского сада помогают своим подопечным освоить основные навыки. Но нравственное воспитание ложится целиком на родителей.

В дошкольных образовательных учреждениях большое внимание уделяется мелкой моторике. Дети делают упражнения, рисуют, пишут, перебирают предметы.

Мелкая моторика – это движения кистями рук. Подвижность рук помогает в освоении навыка письма, рисования, игре на музыкальных инструментах. А еще на ладонях есть множество нервных окончаний, которое «щекочут» мозг и заставляют его развиваться.

Заниматься развитием мелкой моторики следует с первых дней жизни ребенка. Поглаживания по рукам младенца, круговые движения пальцем по ладошке, разгибание и загибание пальчиков – все это способствует развитию мелкой моторики. Более взрослые дети (1-6) могут сами сгибать и разгибать пальчики в разной последовательности, играть в «сороку – белобоку», «ладушки» и в «козу рогатую». Эти простые игры помогут развить пальчики. Множество игр с руками описано в книгах под общим названием «Пальчиковые игры».

Для развития мелкой моторики рекомендуется давать детям в руки разные предметы. Для малышей до 3х лет это могут быть кубики из различных материалов. Идеально, если среди игрушек будут присутствовать пластиковые кубики, тканевые и деревянные. Это даст разминку пальцам.

Малышам постарше можно дать более мелкие игрушки: счетные палочки, детали конструктора, мелкие фигурки. Но взрослому желательно наблюдать за процессом игры – в процессе познания мира, дети могут попробовать игрушку «на зуб».

Еще один способ развития мелкой моторики – коврик-тренажер. Это лоскутный коврик, сшитый из разных тканей. Ситец, мех, велюр, различная фактурная синтетика, сшитые вместе маленькими кусочками. С одной стороны это будет мягкое место для игр, с другой – такой коврик будет раздражать нервные окончания.

Трудовое воспитание ребенка

Ребенок с первых жней жизни прекрасно видит, что взрослые всегда что-то делают. Поэтому сразу, как только могут, сами тянутся помогать. Не стоит ограждать ребенка от трудовых повинностей. Ребенку следует доверять делать простые домашние дела: полив растений, уборка пыли. Да, на это у него уйдет намного больше времени, чем у взрослого, зато сформируется понятие собственной сопричастности к миру взрослых.

Не забывайте хвалить ребенка за успешно проделанную работу. А если он испытывает трудность, помогите. Не нужно бояться, что ребенок может навредить себе во время выполнения домашних обязанностей. Это одна из сторон жизни. Если ребенок тянется к ножу – дайте ему нож, объясните, зачем он нужен и как с ним обращаться. Дайте ему порезать что-нибудь простое (помидор или отрезанный ломоть хлеба). Помните, что если ребенок никогда не ранился, он не знает что значит порезаться. Подбирайте для объяснения слова, понятные ребенку.

Это же касается и других «травмоопасных» мест в квартире. Простое «нельзя» ненадолго отпугнет ребенка. Может сформировать фобию. Или повредить психику. Задача родителей наглядно показать технику безопасности и соблюдать ее самим.

Музыкальное воспитание

Дать музыкальное воспитание ребенку могут и родители без специального музыкального образования. Этот процесс не требует много времени и сил.

Развить у ребенка чувство ритма позволят ритмичные хлопки. В такт музыке или песенке. Песню можно петь самим или включить в записи.

Включайте дома классическую музыку. Это позволит развить у ребенка эстетический вкус. Обращайте внимание на слова песни, которую поет ребенок. Если мальчик поет «О, боже, какой мужчина…» это повод задуматься. Хорошо влияет релаксирующая и мелодичная музыка. Вообще, относитесь к музыке в доме и машине более ответственно.

Художественное воспитание

В этом аспекте важно не мешать. Это тот аспект воспитания, который ребенок воспринимает сам. Родители должны только корректировать. И стараться окружать его внешне привлекательными вещами.

Важно обращать внимание на иллюстрации в детских книжках. Старайтесь подбирать книги, где люди и животные нарисованы с соблюдением пропорций. То есть нарисовано все должно быть красиво, но реалистично.

Ошибки при воспитании дошкольника

Многие родители очень рьяно относятся к своим обязанностям. Дети у них ходят по струнке, окруженные тысячью «нельзя». Не стоит так делать, не отнимайте у ребенка детство. Он его постарается восполнить в более взрослые годы и в более агрессивной форме.

Зачастую родители за год до начала учебы заставляют ребенка «привыкать» к школьной жизни: устраивают домашние полноценные уроки, убирают тихий час, приручают к дисциплине, заставляя сидеть на месте. Такой подход убивает все желание учится. Можно устраивать «уроки» дома, в игровой форме. Но длится урок должен не более 15и минут. И перерыв между «уроками» должен быть минимум 20 минут. Если ваш ребенок неусидчив – не беда. Поощряйте в ребенке такие черты как любопытство и любознательность, тогда он сам будет стараться узнать больше, даже если для этого надо сидеть.

Распечатать статью
С этой статьей читают
Комментарии: (1)
добавить комментарий
людмила

Относительно морального воспитания я полностью согласна, единственное с чем могу поспорить это подготовка к школе. Мой ребенок со мной ни как не хотел учить буквы, не помнил, а когда отдали к учителю за не большой промежуток времени уже пробует сам читать.

Ответить

Ваш e-mail не будет опубликован.